Информационная работа по чернобыльской тематике.

Общие сведения

Чернобыльская катастрофа не только привела к тяжелым социально-экономическим, радиологическим, медицинским, культурологическим и социально-психологическим последствиям для Республики Беларусь, но и оставила глубокий информационный след.

До 2000 года непосредственная информационная работа со стороны органов государственного управления, государственных организаций и учреждений по освещению чернобыльской тематики строилась, в основном, на разовых акциях. Органы управления, специалисты, ученые, которые проводили работы по преодолению последствий катастрофы, прекрасно понимали, насколько чернобыльская тематика беспокоила в то время широкие слои населения. Но на повестке дня были, прежде всего, срочные меры чрезвычайного характера: необходимо было провести массовую дезактивацию, переселить людей из опасных для проживания мест, создать системы радиационного контроля, медицинской и социальной защиты, разработать и внедрить контрмеры в сельском и лесном хозяйстве. Целенаправленное информирование населения не являлось первоочередным приоритетом.

В 2003 году в Республике Беларусь была создана стратегическая основа для нового этапа постчернобыльской информационной работы с населением пострадавших территорий, органами управления и специалистами - «Концепция информирования по проблемам чернобыльской катастрофы». Ее последующая реализация происходила и происходит с участием более 20 организаций на основании ежегодных планов, которые утверждаются Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Своевременность этих действий подтверждают Доклад Чернобыльского форума ООН, План действий ООН по Чернобылю до 2016 года, Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006–2010 годы, в которых информационной работе с населением уделяется первостепенное внимание.

В 2007 году в рамках Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы было создано Белорусское отделение Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (БО РБИЦ), на которое возложена координация информационной работы по чернобыльской тематике.

Административно-финансовым механизмом для непосредственного  планирования и проведения информационной работы с населением по безопасному проживанию на загрязненных радионуклидами территориях являются две действующие «чернобыльские» программы: Государственная и Союзная. В ходе реализации обеих программ, а также других проектов наработан практический опыт информационной работы, с которым можно ознакомиться здесь.

Трансформация государственных приоритетов в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы (курс на возрождение и развитие пострадавших территорий) и подходов к его реализации оказали существенное влияние на информационную работу в данной сфере, что нашло свое отражение в Государственной программе по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года.

Для обеспечения проведения государственной информационной политики по чернобыльской тематике на единой концептуальной основе взамен ранее использовавшейся Концепции информирования по проблемам чернобыльской катастрофы 2003 года разработана, утверждена решением коллегии Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь от 2 февраля 2011 года и начала реализовываться Комплексная система информационного обеспечения в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (КСИО). Цель КСИО – системное информационное обеспечение республиканских и местных органов государственного управления Республики Беларусь о реализации государственной политики в области преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС, содействие формированию активной жизненной позиции населения, нацеленной на возрождение и развитие пострадавших от чернобыльской катастрофы территорий, воспитание радиологической культуры, формирование позитивного отношения к пострадавшим районам со стороны населения незагрязненных территорий Республики Беларусь и мирового сообщества.


От теории – к практике

Вовлечение населения в процесс реабилитации. Ревизия наработок и перспективы

В течение первых двух десятилетий лет после чернобыльской катастрофы в отношении пострадавших территорий как со стороны государства, так и международного сообщества проводилась протекционистская политика, основу которой составляли защитные меры. Ее результатом стала стабилизация социально-экономической обстановки на пострадавших территориях, управляемость постчернобыльской ситуацией.

Вместе с тем, такая политика сформировала потребительскую позицию как пострадавших районов, так и местного населения, комплекс «жертвы Чернобыля», что отмечается в публикациях ведущих международных организаций, посвященных постчернобыльской ситуации в Республике Беларусь в начале 2000-х годов, в частности ООН и Всемирного Банка.

В этой связи развитие социальной активности населения в отношении личного участия в процессе возрождения пострадавших территорий является наиболее сложной задачей информирования, поскольку связана с изменением менталитета, перехода от позиции пострадавшего, к позиции созидателя. Такой переход занимает длительное время, требует новых форм и методов работы, в том числе в программно-целевом планировании.

Возможность вовлечения населения в процесс улучшения условий жизни на пострадавших территориях доказала на практике международная Программа «Сотрудничество для реабилитации условий жизни в пострадавших от чернобыльской катастрофы районах Беларуси» (CORE), которая выполнялась с 2003 по 2008 годы в 4-х районах: Брагинском, Чечерском, Славгородском и Столинском. Приоритет в разработке и реализации проектов и мероприятий был отдан местной инициативе.

Департамент и РНИУП «Институт радиологии» МЧС Республики Беларусь использовали опыт CORE при подготовке концепции новой государственной чернобыльской программы на 2011 – 2015 гг. и период до 2020 года.

Участие и роль молодежи в постчернобыльской реабилитации.

По результатам семинаров-консультаций с различными категориями специалистов 21 наиболее пострадавшего района (руководство райисполкомов, специалисты системы образования, главные врачи центральных районных больниц, местные СМИ, руководители центров практической радиологической культуры), проведенных БОРБИЦ по поручению Департамента в 2009 году, проблема закрепления молодых специалистов обозначена как один из самых существенных факторов, сдерживающих процесс возрождения.

В настоящее время представление ВУЗовской молодежи о пострадавших районах формируется спонтанно, и объективной картины о человеческом, природном, культурном потенциале пострадавших территорий, возможностях профессионального роста  студенты не получают. С другой стороны, современные увлечения молодежи способствуют укоренению мифов о Чернобыле, не имеющих ничего общего с действительностью (пример – популярная компьютерная игра «Сталкер», основная суть которой – борьба с монстрами в чернобыльской зоне). В этой связи БОРБИЦ приступил к целевой работе с молодежью ВУЗов и ССУЗов республики по формированию общей радиоэкологической культуры, адекватного отношения к радиационному риску, демонстрации реальной современной жизни в пострадавших районах, хода выполнения успешных проектов возрождения пострадавших территорий. Эта работа уже ведётся. Ею охвачены те высшие и специальные учебные заведения страны, выпускники которых чаще всего оказываются распределенными в пострадавшие районы.

Информационное взаимодействие и обмен опытом адресной реабилитации – на современный уровень

В ходе выполнения Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства реализован ряд мероприятий для развития работ по информированию и просвещению населения по чернобыльской тематике, формирования практической радиологической культуры жителей пострадавших от чернобыльской катастрофы районов. Одним из них стало создание 19 информационно-методических кабинетов «Радиационная безопасность и основы безопасной жизнедеятельности» в учреждениях образования районов Гомельской и Могилевской областей. Всего же в настоящее время в пострадавших районах действует более 50 центров, клубов, кабинетов и других местных информационных структур, участвующих в формировании радиологической культуры населения, которые созданы в рамках различных программ и проектов.

В 2009 году БОРБИЦ по поручению Департамента разработал и поставил в 21 наиболее пострадавший район и облисполкомы трех наиболее пострадавших областей (Гомельской, Могилевской и Брестской) комплексный информационный ресурс по чернобыльской тематике – электронный справочник, в котором содержатся различные материалы, подобранные с учетом особенностей каждого района: от нормативных правовых актов до обучающих видеофильмов об особенностях проживания на загрязненных радионуклидами территориях. Ресурс будет регулярно обновляться как централизованной рассылкой новых материалов, так и по отдельным целевым запросам ответственных специалистов указанных районов, с которыми поддерживается оперативная связь. Предусмотрено постепенное подключение к этой работе РНИУП «Институт радиологии» и его филиалов, других заинтересованных научных и учебных организаций, Департамента.

Вместе с тем, основной проблемой в деятельности упомянутых местных информационных структур является их разобщенность. Чтобы системно подойти к решению данной проблемы, БОРБИЦ разработал в конце 2009 года Положение о дистанционном консультировании специалистов районного уровня по вопросам, связанным с чернобыльской катастрофой, а с 2010 года приступил к практической отработке взаимодействия местных информационных структур и ресурсов пострадавших районов по формированию радиологической культуры между собой.

Упорядочивание и систематизация деятельности местных чернобыльских информационных структур будет производиться поэтапно. В 2010 году в этой работе были задействованы информационно-методические кабинеты «Радиационная безопасность и основы безопасной жизнедеятельности», информационные точки Администрации зон отчуждения и отселения, а также специалисты райисполкомов, ответственные за комплексный чернобыльский информационный ресурс.

Капитализация накопленного опыта управления постчернобыльской ситуацией

Через более четверти века после чернобыльской катастрофы созрели условия для капитализации и систематизации накопленного Республикой Беларусь опыта преодоления ее последствий. Этот опыт (прежде всего – связанный с адресной радиологической и социально-экономической реабилитацией хозяйств, населенных пунктов) востребован пострадавшими районами как отправная точка, информационная и профессиональная основа для планирования дальнейших действий по возрождению пострадавших территорий.

Работа ведется здесь в направлении создания в БОРБИЦ по поручению Департамента единого фонда материалов по чернобыльской тематике на базе собственной мини-библиотеки. Вызвано это тем, что картографическая, научно-практическая, информационно-просветительская, учебная, правовая, документальная, публицистическая, художественная (включая фильмы), фотографическая и др. информация, касающаяся чернобыльской проблематики, находится в различных организациях, порой в единичном экземпляре. Систематизация материалов и создание единого фонда позволит сберечь накопленный Республикой Беларусь за почти четверть века опыт, который может иметь важное значение как в нашей стране, например, при возрождении пострадавших территорий и строительстве АЭС, так и в других странах мира, население которых сталкивается или может столкнуться с последствиями чрезвычайных ситуаций, вызванных техногенными катастрофами.

Реальная жизнь в пострадавших районах. Местные новости – на республиканский уровень

Непосредственным вкладом БОРБИЦ в формировании адекватного восприятия пострадавших территорий населением Республики Беларусь является организация с 2009 года трансляции местных новостей из «чернобыльских» районов  на республиканский уровень через информационный электронный журнал «Возрождаем родную землю» и белорусский раздел сайта РБИЦ www.rbic.by. Трансляция местных новостей на республиканском уровне также способствует удовлетворению неослабевающего интереса к событиям в пострадавших районах переселенцев, которые покинули родные места в процессе ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Демонстрация усилий государства по преодолению последствий чернобыльской катастрофы

Белорусское государство прилагает беспрецедентные усилия по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, решая в основном собственными силами экологическую проблему мирового масштаба. Вместе с тем, на фоне других постчернобыльских задач информационное освещение этих усилий было второстепенным, что привело к слабому представлению о масштабах государственных действий как у большей части населения внутри страны, так и за ее пределами.

Демонстрацию усилий государства по преодолению последствий чернобыльской катастрофы БОРБИЦ осуществляет путем подготовки и проведения тематических информационных мероприятий и акций (пресс-туры журналистов в пострадавшие районы, интернет-акции, выставки, социальная реклама и др.), а также через новые информационные продукты (мобильная выставочная экспозиция «Возрождаем родную землю вместе», уже упомянутые журнал «Возрождаем родную землю», белорусский раздел сайта РБИЦ www.rbic.by и др).

Масштабная и результативная деятельность государства по решению постчернобыльских проблем является предпосылкой для перехода к новой информационной и коммуникационной стратегии Беларуси на международном уровне – от страны, наиболее пострадавшей от Чернобыля, к стране-эксперту с уникальным опытом долговременного управления после ядерной катастрофы. В этой части издаются специальные выпуски журнала «Возрождаем родную землю» для зарубежной аудитории, проходит участие в информационных, научно-практических и др. мероприятиях за рубежом, международных проектах, выходят публикации в мировых научных и публицистических изданиях, в республике для иностранной молодежи в форме ознакомительных информационно-практических курсов организована «Школа Чернобыля». Например, Минский международный образовательный центр имени Й. Рау обратился в БОРБИЦ с просьбой принять в 2010 году европейскую молодежь из 16 стран для ознакомления с преодолением последствий чернобыльской катастрофы в Беларуси в рамках проекта EUSTORY (конкурс среди школьников по истории родного края, способствующий формированию общеевропейского взгляда на исторические события).

Основные направления информационной работы по чернобыльской тематике естественным образом меняются и адаптируются к текущей ситуации. На современном этапе акцент стал смещаться в сторону информационной политики, целью которой является преодоление социально-психологических последствий чернобыльской катастрофы для пострадавшего населения, изменение поведенческой модели и образа жизни населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях, и, как следствие - снижение дозы облучения. Информационная составляющая приобретает новую роль в деле реабилитации и возрождения пострадавших территорий, поскольку для успеха в решении этой жизненно важной задачи требуется активизация местного человеческого ресурса пострадавших территорий, достичь которую можно только путем постепенного изменения жизненных установок и менталитета людей.

Приоритеты в информационной работе на этапе возрождения пострадавших от чернобыльской катастрофы территорий Беларуси

  • формирование практической радиологической культуры населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях, а также общей радиоэкологической культуры населения республики. Необходимо для развития адекватного отношения людей к радиационному риску, связанному с проживанием в условиях долговременного радиоактивного загрязнения, (т.е. понимание и знание текущей ситуации, сохранение в разумных пределах бдительности в отношении радиационного фактора, без преувеличения опасности) и создания условий для управления возможными рисками;
  • развитие социальной активности населения Республики Беларусь (прежде всего жителей пострадавших районов, включая молодежь) в отношении личного участия в процессе возрождения пострадавших территорий. Необходимо для появления местных проектов развития, разработанных и реализуемых самими жителями пострадавших территорий и наиболее соответствующих местным потребностям;
  • формирование адекватного восприятия пострадавших территорий со стороны населения незагрязненных территорий Республики Беларусь и мирового сообщества. Необходимо для преодоления искаженного представления о текущей ситуации на пострадавших территориях, доведения информации о реальных условиях жизни, ходе работ по возрождению и развитию этих территорий, результатах реализации государственных программ, проектов, местных и региональных инициатив и др.

Информационная работа реализовывается в соответствии с задачами Госпрограммы и Программы совместной деятельности в рамках Союзного государства, с учетом совершенствования взаимодействия Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными организациями, общественными организациями, Белорусской Православной Церковью. Вся система информирования, построенная на взаимодействии органов государственного управления, облисполкомов, райисполкомов, сельских Советов, средств массовой информации (СМИ), организаций систем образования, здравоохранения и др. отрабатывается на основе Комплексной системы информационного обеспечения в области преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Обновлено 07.08.2017